Николай Зыков, "ВОКРУГ СВЕТА С КУКЛАМИ", Глава 2.

Мои первые куклы

После рождения мне надо было познакомиться с кукольным театром и научиться самому делать что-нибудь интересное.

В возрасте 5 лет родители привели меня в театр Образцова на кукольный спектакль "Волшебная галоша". То, что галоша, хотя и волшебная, произвела на меня впечатление, я не помню, но посещение музея кукол в фойе театра, вероятно, и определило всю мою жизнь. Я был заворожен куклами из разных стран. В душе что-то осталось навсегда от той встречи. В 8-9 лет, как и многие дети, я играл в домашний кукольный театр, привязывая за проволоки или подвешивая на нитях обычных детских кукол. Хотя основными моими игрушками были многочисленные конструкторы.

В один прекрасный день, когда я уже учился в пятом классе и мне было 11 лет, на стене вестибюля первого этажа школы появилось объявление. Дворец культуры Московского авиационного института приглашал детей заниматься в кукольный кружок. Я обратил внимание на то, что участники кружка будут сами делать кукол, реквизит, световое оформление и показывать кукольные представления.

Я не пошел... Только когда один из одноклассников уговорил меня пойти вместе с ним в этот кружок, я решился. Это было знакомство с традиционным перчаточным театром. Мы действительно пытались делать куклы сами, и в 1977 году в 11 лет я дебютировал на кукольной сцене в роли Емели в сказке "По щучьему веленью".

Nikolai Zykov, 7 years old

После летних каникул я забыл о своих кукольных приключениях. История повторилась. Иветта, одна из участниц нашего коллектива, встретила меня в школе на перемене и сказала, что я зря не прихожу в кружок, у нас новый руководитель, и всё стало намного интересней.

Опять судьба меня вернула к куклам. Действительно, новый руководитель - Аркадий Львович Ковтун - оказался очень интересным человеком, режиссёром и художником. Он владел техникой изготовления всех видов кукол и делал на заказ кукол для ведущих артистов эстрады тех лет. Мы стали делать кукол не для спектаклей, а своих собственных, оживляя мир своих фантазий. Под его руководством я сделал своих первых  кукол.

Теперь наше представление состояло из отдельных номеров. Я исполнял несколько номеров в программе. Наши выступления не ограничивались только стенами родного Дворца культуры. Мы выступали в Центральном доме работников искусств, Доме журналистов, Концертном зале "Октябрь" и многих других известных сценах Москвы. Видимо тогда у меня и заложилась потребность выступать не на одной и той же сцене, а приезжать в новое неизвестное место и оживлять там своих кукол.

Параллельно с занятием куклами я учился в детской музыкальной школе по классу фортепиано, которую закончил в 1979 году.

После окончания музыкальной школы у меня наконец-то появилась возможность больше времени уделять куклам. До 1979 года я под руководством Аркадия Ковтуна сделал двух тростевых кукол - цыгана и цыганку, которые, кстати, затерялись где-то в МАИ. В 1979 году я начал делать свою первую марионетку, конечно - это был Пианист. Это было влияние самого Розера, самого известного тогда в мире марионеточника. Сделанный мной Пианист сам выкатывал на сцену рояль, исполнял поппури на темы советских песен, сопровождая свою игру акробатическими трюками, кланялся и укатывал рояль обратно за сцену. Этот номер, полностью созданный под руководством Аркадия Львовича, был для меня первым бесценным опытом приобщения к волшебному миру марионеток.

К майским праздникам 1980 года мне захотелось поэкспериментировать с другими системами кукол и я сделал большого Динозавра, который стал первым моим собственным детищем. Первый Динозавр был обтянут мешковиной, окрашенной в защитные цвета. Получилось что-то вроде танка. Сначала в темноте загорались два зелёных глаза и красный рот, затем появлялся сам Динозавр и умирал под звуки какого-то западного рока, типа Пинк Флойд, символизируя гибель последнего динозавра на Земле. Первое появление Динозавра на сцене ДК МАИ произвело настоящий фурор. Вылезал я из Динозавра через большое нижнее отверстие в туловище. Двери сбоку тогда ещё не было.

Очень важным событием тех лет для меня стало выступление в культурной программе Всемирных Олимпийских игр, которые проходили в Москве в1980 году. Из нашего коллектива я был отобран с Пианистом и Динозавром. Обе куклы имели большой успех. Мы выступали в молодежном клубе, который разместился во Дворце пионеров на Миусской площади. Теперь я понимаю, что зрители из разных стран были приятно удивлены, увидев оригинальных кукол в достаточно пафосном официальном советском концерте. После Олимпиады я стал серьезно относиться к своему увлечению куклами, потому что реально почувствовал - мои куклы интересны людям.

Надо рассказать об ещё одном важном событии августа 1980 года. Я с трудом достал билет на представление французского кукольника Филиппа Жанти (точнее его группы из 8 человек). Это было представление, состоящее из отдельных номеров. И это было - как сейчас говорят - действительно круто. Уникальные куклы разных конструкций, элементы иллюзии и сюрреализма, потрясающие материалы и прекрасная музыка оставили глубокое впечатление на всю жизнь.

Новых кукол я стал делать теперь одну за другой. За 2 года после Олимпиады до поступления в институт я сделал в общей сложности 19 кукол, причём 4 из них украшают мой репертуар до сих пор. Это - мой Пианист, Певица, Саксофонист и Королева Диско.

Первый Пианист был хорошим, но для меня он был учебной работой, а не моей собственной. Мне захотелось номер усложнить, так как одним Пианистом по большому счёту никого не удивишь. Я добавил к нему Певицу. Управление двумя отдельными куклами-марионетками довольно сложно и очень редко встречается на сцене. У самого Альбрехта Розера не было в репертуаре такого сложного номера. Три танцовщицы из шариков и платков не в счёт, так как они синхронно управляются одной вагой (системой управления). Я сделал нового, теперь уже своего Пианиста, уже по своим чертежам и применил новую систему управления одной рукой. Вторая рука теперь стала занята Певицей, которая не только двигала руками и открывала рот, но также закрывала ресницы и дышала пышной грудью.

Номер получил название "Ретро", потому что Певица исполняет низким (на самом деле мужским) голосом шлягер 20-х годов "Огненный поцелуй". После многих лет успешных выступлений в эстрадных концертах этот номер был доведён до совершенства, а с1993 года он стал неотъемлемой частью программы "Волшебный мир марионеток".

Со временем и этой сверхсложности мне показалось мало, и в 1997 году к номеру была добавлена финальная точка. Пианист закрывает крышку рояля, затем открывает её и в рояле появляются букеты цветов. Он достаёт один букетик и дарит его Певице.

Летом 1981 года я много репетировал этот номер, а 19 июля начал делать Саксофониста, который был готов 21 августа. Все ткани для костюма Саксофониста стоили 25 рублей, и в подлиннике синий клетчатый костюм и жёлтые носки сохранились до сегодняшнего дня. Саксофон так ярко стал блестеть позже, когда я раздобыл на телевидении хорошую фольгу. А вот пальцы стали шевелиться сразу, причём все одновременно. Вращающиеся глаза были задуманы изначально, но реализовать это получилось через несколько лет. Несмотря на свой почтенный возраст, он до сих пор выглядит как новенький в своём первозданном виде.

17 августа я увидел музыкальный видеоклип Глории Гейнор по телевидению. Советское телевидение не особенно баловало нас зарубежными звёздами. Это был видеоклип, снятый на гастролях Глории Гейнор в Болгарии. Она была в белой меховой шапке и шубе в каком-то зимнем лесу. Меня поразил голос певицы и удивительная энергетика песни "Я переживу". Через 10 дней 27 августа 1981 года моя Королева Диско на ниточках уже была готова. Первый костюм куклы был сделан из обыкновенного лабораторного халата. Второй - из ткани с серебряными блёстками. Сейчас костюм сделан из ткани с лазерными блёстками. Успех этой куклы оказался феноменальным. Вот уже много лет она бесспорная звезда моих представлений, причём интерес публики к ней не угасал ни на один год. Успех её ждал не только в России, но и в любой стране мира, куда бы я не приезжал.

Трудно объяснить феномен этой куклы. То, что она абсолютно точно передаёт характер гениальной песни в исполнении Глории Гейнор - это факт,  но не менее важно, что она сама обладает каким-то непостижимым внутренним обаянием.


< PREVIOUS ] ^ UP ^ ] NEXT > ]