Николай Зыков, "ВОКРУГ СВЕТА С КУКЛАМИ", Глава 7.

Первый сольный концерт в Италии и подземная пещера

 В 1988 году я, наконец-то, закончил Авиационный институт, имея за плечами уже не только опыт студенческой самодеятельности, но и работу в Москонцерте, Росконцерте, МОМА (Московское объединение музыкальных ансамблей), Брянской филармонии (там начинала Алла Пугачёва), большой разнообразный репертуар, позволявший мне выступать с сольной программой в 2 отделения, приказ Министерства Культуры СССР (№23 от 26 января 1987г.)о присвоении мне персональной концертной ставки артиста оригинального жанра и даже медаль Верховного Совета СССР "За трудовую доблесть" за своих кукол (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1986 г.).

Медаль "За трудовую доблесть" является высшей государственной наградой СССР среди не боевых медалей. Выше неё по статусу только некоторые медали за боевые заслуги. В положении о медали говорится, что ею "награждаются ... работники культурных учреждений, которые в своей самоотверженной трудовой деятельности ... двигают вперёд развитие культуры". Конечно это большая честь для 20-и летнего юноши. Думаю, что это уникальный случай в мировой истории, чтобы кукольник в 20 лет получал одну из высших государственных наград своей страны за своё искусство. Так что теперь мне не остаётся ни чего другого, как в соответствии с  Положением о медали "носить её с честью, служить примером добросовестности и аккуратности при исполнении своих обязанностей", то есть при выступлениях с куклами.

В дипломе написано, что я - конструктор электромеханических систем. Этим я и собираюсь заниматься, правда, не в авиации, а на сцене. Сохранилось уникальное письмо директора Росконцерта Глушкова В.К.: "Прошу Вас дать согласие о перераспределении выпускника Московского авиационного института Зыкова Николая Викторовича выпуска 1988 года для работы в Росконцерте в качестве артиста оригинального жанра." Меня хорошо знали в обоих Министерствах - и в Министерстве Авиационной Промышленности и в Министерстве Культуры. Меня передали из одного министерства в другое. Так из МАИ я попал сразу в Росконцерт.

В стране "бушевала" перестройка. Для поездок за границу отменили обязательную медицинскую справку с анализом на сифилис и характеристику с обязательной фразой: "Морально устойчив, политически грамотен". Заграничные паспорта пока имела возможность оформлять только сама отправляющая организация. Наша задача была только заполнить анкеты и сдать фотографии. В 1990 г. в Италию я уже лечу не один, а с Надей в роли моей ассистентки.

Как я уже рассказывал, премьера моего сольного концерта состоялась в 1985 г. во Дворце Культуры космодрома Байконур. Потом были сольные концерты в два отделения в Москве, организованные Москонцертом. В 1988 году мы познакомились с Надей. Теперь мы вдвоём первый раз везём мою сольную 40-минутную программу за границу.

 

Билетов Москва-Рим достать не удалось. На Аэрофлоте (Ту-154) мы долетели до Берлинского аэропорта Шёнефельд. Ждём своего рейса Берлин-Рим. Первый раз в жизни я поднимаюсь на борт иностранного самолёта иностранной авиакомпании - А-310 гэдээровской компании Интерфлюг. На взлёте хорошо видна белая бетонная стена, отгораживающая Западный Берлин от ГДР и длинные вереницы машин в очереди на проезд через КПП. В самолёте я взял себе на память номер бортового журнала. Он стал первым в моей коллекции. Теперь у меня десятки журналов разных авиакомпаний.

Из римского аэропорта Фьюмичино на большом автобусе несколько часов едем через всю ночную Италию на юг в провинцию Апулия, в город Монополи.

Монополи - маленький город на берегу Адриатического моря. У нас всего два выступления. Всё остальное время мы можем свободно гулять по берегу моря среди огромных кактусов, выше человеческого роста. Берег высокий, скалистый, но образует маленькие живописные бухты с жёлтым песком.

Из уже большого тогда репертуара, насчитывающего более 25 миниатюр, для первого зарубежного сольного концерта в Италию было отобрано 5 номеров: Гавайский танец, Факир, Королева Диско, миниатюра в стиле Авангард и Маленькое космическое путешествие.

Программу открывал Гавайский танец. Созданный в1985 году, этот номер уже уверенно выступал на московской эстраде вместе с Королевой Диско и Ретро. В туристической поездке в Японию, моя мама сняла фрагменты выступления настоящего гавайского варьете. Эти кадры легли в основу создания этой куклы. В качестве разноцветной соломки использовался уникальный материал, привезённый годом ранее из ГДР. Главный трюк - разделение куклы на две части в финале номера. Хотя, у меня была возможность использовать настоящую гавайскую музыку, я всё-таки выбрал песню Адриано Челентано "Аморе Но", очень гармонирующую с образом куклы. Здесь, как и в Балерине, женский образ дополнен мужским вокалом. Песня исполняется, естественно, на итальянском языке, поэтому вполне логично было открывать программу с этой куклы.

Вторым шёл созданный в 1990 году Факир, напичканная сложными трюками марионетка. Он высовывает язык, вынимает и вставляет на место глаза, двигает носом, а в "довершении чуда" - превращается в цветочный горшок. Из горшка растёт трава, затем кактус и в самом финале у кактуса распускается цветок. Такой сложный трюковой номер, конечно, очень обогатил мой репертуар. Музыкой к нему стала песня в исполнении Насибы Абдулаевой в сопровождении группы "Самарканд". Эту пластинку я привёз с собой с гастролей в Узбекистан и Казахстан в 1988 году.

Потом выступала Королева Диско - звезда всех времён и народов, а вот за ней шёл "Авангард", или как правильно назвать этот номер - миниатюра "Второе рождение". Эта кукла появилась также незадолго до поездки в Италию, в конце 1989 года. Эта, действительно, уникальная кукла была создана под воздействием очень многих впечатлений. Меня часто спрашивают, как рождаются новые номера. Это всегда соединение вместе очень разных элементов. Объединение их в одно целое и является моментом рождения образа, который надо ещё воплотить в жизнь. Например, вот что объединилось воедино при рождении "Миниатюры в стиле авангард" :

1. Кукла Пьеро Филиппа Жанти, с его белым лицом и руками, чёрными пронзительными глазами и сложной техникой управления.

2. Древняя Южно-Американская маска Ворона, хранящаяся в музее кукол театра Образцова, которая открывается и под маской появляется человеческое лицо.

3. Древняя индийская философия о втором рождении человека в течении жизни, о духовном прозрении.

4. Японская эстетика, отразившаяся в широких штанах-хакама и силуэте плеч.

5. Гениальная музыка Жана-Мишеля Жарра, которую я впервые услышал на представлении авангардного балета Поппо Широиши из Нью-Йорка.

Каждый из этих пяти пунктов - это потрясение, а объединённые вместе - моя Миниатюра в стиле авангард. Перед зрителями появляется кукла, изображающая человека с головой без глаз. В поисках своего пути человек может только медленно шагать, высоко поднимая ноги. Человек снимает свою голову, она ему не нужна, у неё всё равно нет глаз. Освобождённый от головы он ищет свой путь, уже не обременённый ничем. Его движения резки, но бессмысленны. Остановившись и прислушавшись к себе, человек, в буквальном смысле, начинает открывать свою душу, обнаруживая там вторую голову, но уже с глазами. Установив новую голову к себе на плечи, закрыв дверцы души, человек получает новое зрение и новое видение мира. Теперь он парит в воздухе, свободно перемещается и приближается к богам, свысока глядящим на земную жизнь. Осуществить всё это технически казалось невероятным, но я привык ставить перед собой задачи, которые кажутся невероятными. Интересно сделать именно то, что кажется невероятным. В данном случае всё получилось.

Завершавшая программу миниатюра Маленькое космическое путешествие стала моим первым номером, в котором на сцене появилось сразу 5 кукол. У этого номера был предшественник. В 1986 году я сделал 3-х синхронно управляемых инопланетян. В начале сольной программы они опускались сверху на сцену на большой летающей тарелке и выходили из неё, а в конце программы  выходили из-за сцены, садились обратно в тарелку и на ней улетали. Этот номер позднее был разобран из-за невозможности подвешивать тарелку на всех сценах, но вскоре в 1989 году появились новые инопланетяне, точнее Космонавт, Инопланетянка и их дети. В первой части миниатюры я управляю двумя марионетками одновременно. У них работают ноги, руки, они танцуют и поют. Главный прикол этого номера - это появление в конце 5 маленьких детей, похожих на своих родителей - Космонавта и Инопланетянку. Они синхронно шагают ногами, открывают рот и качают головами в такт музыке. Поют они голосами группы "Рикки и Повери" на итальянском языке знаменитую "Мамма-Марию", что стало прекрасным завершением этой программы.

Наши представления состоялись прямо в конференц-зале отеля. Кукол принимали тепло и с интересом. Наши выступления - часть культурной программы большой общеевропейской конференции по объединению Европы в один Союз. Эта идея позднее действительно воплотилась в жизнь в виде образования Евросоюза, а тогда это была просто страна Италия и деньги её назывались очень красиво - лиры. Кроме нас от России выступали певцы и музыканты братья-близнецы Чафоновы.

 

Рядом с Монополи находится удивительная пещера Кастелана. По длинной лестнице мы спускаемся под землю и оказываемся в огромном подземном зале. Это целая сказочная страна под огромным сводом с единственным лучом света, льющимся из одного небольшого отверстия в центре купола. Из этого сказочного зала начинаются не менее впечатляющие длинные ходы со сталактитами, сталагмитами, подземными речками, озёрами и водопадами, аккуратно подсвеченные для большей выразительности.

На обратном пути мы делаем остановку в в местном административном центре - городе Бари. Этот город известен тем, что не его стадионе недавно проходили матчи чемпионат мира по футболу, а в одной из его церквей хранятся мощи самого Николая Чудотворца.

В Риме у нас тоже было время для короткой прогулки от центрального железнодорожного вокзала до собора Святого Петра. Огромная площадь перед собором вся украшена цветами. Завтра католическая Пасха и на ней будет выступать сам Папа Римский - Иоанн Павел Второй. Мы проходим внутрь собора. Он, действительно, огромен. Еле успеваем обойти его по кругу, как нас уже торопят освободить помещение. Да нам и, правда, уже пора в аэропорт.

Мы быстро сдаём багаж, проходим паспортный контроль и оказываемся в международной зоне. Прямо передо мной за стеклом стоит Боинг-747 компании Пан-Американ. На белом боку 5 больших синих букв - PAN AM. Идёт посадка на рейс Рим - Нью-Йорк. А мы прямым рейсом Аэрофлота на ИЛ-86 возвращаемся в Москву.


< PREVIOUS ] ^ UP ^ ] NEXT > ]