Николай Зыков, "ВОКРУГ СВЕТА С КУКЛАМИ", Глава 6.
Афганистан - куклы на войне
В октябре 1987 года поступило приглашение на гастроли в Афганистан. Мы знали, что там идет война, но истинное положение вещей тогда тщательно скрывалось. Выступления планировались в рамках проведения Дней Москвы в Кабуле. Наша концертная бригада состояла из ВИА "Хорус", танцевального коллектива, иллюзиониста, певицы, ансамбля политической песни, гимнастки и меня с Королевой Диско, Саксофонистом, Русской Певицей и Русским Танцем. Саксофонист и Русский танец полетели за границу первый раз.
Теперь к "выездным" номерам добавился Русский Танец, который мы зовём Стёпка. Русский парень танцует Калинку. Эта миниатюра проста, но, как и сама музыка, очень точно передаётся русский характер. Уникально управление куклы, которое состоит всего из 3-х тонких проволочек, двух прямых и одной V-образной. Кукла, тем не менее, танцует присядку, чешет рукой в затылке и ходит на руках. Эта кукла, созданная ещё в 1984 году, стала любимой зрителями во многих странах, но первое своё боевое крещение за границей она получила в Афганистане в 1987 году.
Мы репетировали и сдавали комиссии нашу программу в ДК АЗЛК (сейчас это КЦ "Москвич"). Оттуда же на автобусе нас отправили в аэропорт Шереметьево.
Самолет вылетел после полуночи и сделал промежуточную посадку в Ташкенте. Из Ташкента мы взлетали под проливным дождем и на рассвете подлетали к Кабулу. Из окна иллюминатора не было видно на земле никаких признаков жизни. Только параллельные гряды песчаных гор без растительности, как будто кто-то провел по земле гигантскими граблями. Появились вертолеты сопровождения, и самолет стал резко по спирали снижаться к посадочной полосе.
Нас разместили в центре Кабула, в одном отдельном гостевом доме за сплошным бетонным забором с вооруженной охраной. По городу нас в целях конспирации перевозили на ничем неприметном городском автобусе. Дело в том, что несмотря на повсеместное присутствие советских войск, Кабул регулярно обстреливался с окрестных гор, а в самом городе постоянно проходили террористические взрывы в самых неожиданных местах.
Между тем, жизнь в городе текла в своем обычном русле. Женщины стирали разноцветное белье в центре города, в почти пересохшей речке. Мужчины стояли в очереди к писарям, чтобы они за них написали письмо или какой-нибудь официальный документ, муэдзины регулярно зазывали на молитву. Кругом была бесконечная торговля всем, чем угодно: от музыкальных инструментов фирмы "Ямаха" до фотографий популярных индийских артистов.
На гимнастку пришлось одеть шаровары. И нельзя было нюхать цветы, подаренные местными жителями. Лучше сразу отдавать их сотрудникам спецслужб, всегда нас сопровождавших. Было очень странно смотреть, как зрителей обыскивали перед входом в зал. Сейчас это везде почти норма. Для местных жителей куклы были в диковинку. Взрослые удивлялись и смеялись как дети. Вообще, афганцы - приветливый дружелюбный народ, только они, мягко говоря, "очень не любят", когда им с силой навязывают ту или иную власть из-за границы.
Конечно, особую радость доставили наши выступления для наших солдат. Мы выступали в большой воинской части и в госпитале для раненых. Импровизированная сцена была организована под открытым небом в центре госпиталя. Зрители - молодые солдаты - все в белых бинтах. Кто без рук, кто без ноги, кто с забинтованной головой.
Мы сидим в зале аэропорта и ждем вылета нашего самолета. В воздух поднимаются вертолеты и постоянно отстреливают тепловые ракеты. Это необходимо, чтобы сбить с курса ракеты, нацеленные на наш самолет. Мы резко набираем высоту и благополучно возвращаемся домой.