Николай Зыков, "ВОКРУГ СВЕТА С КУКЛАМИ", Глава 21.
Мексиканские скорпионы, пирамиды и коррида
Ил-96 Аэрофлота в августе 1998 года на пути из Москвы в Мехико делал две остановки. Сперва в знаменитом ирландском аэропорте Шанон. На самой заре гражданской авиации здесь был порт летающих лодок, а потом промежуточный аэропорт для заправки всех самолётов перед пересечением Атлантического океана. Значение аэропорта падает с каждым годом. В те годы Аэрофлот использовал аэропорт Шанон для стыковки нескольких рейсов для полётов в Америку. Сейчас - это пустынный аэропорт, за большими стеклянными окнами которого ярко зеленеют ирландские поля.
Вторая остановка в Майями. Нас запускают в душный зал без окон (это, видимо, для того, чтобы мы случайно не убежали в США), в котором из всех развлечений только несколько автоматов по продаже напитков и шоколадок. Весь персонал аэропорта говорит на испанском языке, так что впечатление от встречи с Америкой остаётся не впечатляющим. Ещё 3 часа и мы приземляемся в аэропорте Мехико, расположенном почти в центре города. В Мехико довольно интересная система перемещения пассажиров без трапов и рукавов. Салон автобуса сам поднимается на высоту салона самолёта. Пассажиры переходят прямо из самолёта в автобус. Затем салон автобуса, уже вместе с пассажирами, опускается к земле и обычным образом подвозит пассажиров к зданию аэропорта.
От Мехико до Уамантлы ещё 2 часа едем на машине. Уамантла - небольшой мексиканский городок, известный тем, что один раз в год по его улицам выпускают бегать быков. Зрители бросаются к ним под ноги, бывают жертвы. Организатор кукольного фестиваля - Хуан Карлос Рамос Мора, директор местного музея кукол. Благодаря своему энтузиазму и таланту он смог организовать прекрасный фестиваль кукольного искусства. Его супруга была главной на кухне и готовила еду для участников фестиваля, которые приехали в Уамантлу не только из Мексики.
Кукольный фестиваль - часть большого городского праздника. Народ пришёл на праздник и толпами ходит по улицам. Днём устраивается парад старинных автомобилей, которые с любовью сохраняются и используются местными жителями, работает парк аттракционов, а к вечеру главные улицы города превращаются в большую ярмарку.
Организаторы поселили участников фестиваля в лучшей гостинице в центре города. В хорошей комнате с душем и телевизором ползают маленькие скорпиончики телесного цвета. Такие миленькие. Оказывается, эта местная экзотика не кусается. Можно не волноваться. Мои окна выходят на главную площадь. А именно, на ней с вечера и до поздней ночи, сменяя друг друга, играют музыкальные ансамбли. На вид они похожи на наши ВИА 70-х годов. Прямо на крыше постоянно взрывают праздничные петарды. Ну что ж, у людей праздник, и наши куклы - часть этого праздника. Тут же, на главной площади, под утро профессионалы и каждый желающий выкладывают из разноцветного песка картины на религиозные темы. Техника напоминает создание аналогичных картин из песка буддистами. В главном храме из железобетона (район сейсмоопасный) - голые стены и статуя девы Марии в алтаре. Прихожане после службы проходят за ней и целуют край её одежды.
Для фестиваля в Мексике была подготовлена специальная программа и, конечно, в неё был включён мой Вождь индейцев Майя. Он открывал представление. Я давно изучал культуру Майя и воплотил на сцене одну из древних легенд. Вождь индейцев превращается в волшебную птицу. Перья с головного убора трансформируются в крылья и хвост. Красивые позы сидящего вождя взяты со старинных фресок. Были изучены сотни глиняных статуэток тех времён для правильной передачи черт лица. Одежда и украшения были воссозданы по рисункам и описаниям. Музыкальной основой номера стала одна из тем итальянской группы современной музыки "Империо", которая приезжала к нам на гастроли в Москву и выступала на фестивале в парке Сокольники. Технически переместить элементы головного убора и заставить их занять новое место довольно сложно. Но эта кукла уже прошла большой путь от своего создания в 1986 году, то есть ровно 12 лет до поездки к себе на родину в Мексику. Вождь индейцев Майя до Мексики уже успел побывать в 1997 году на всемирном фестивале в Шарлевиль-Мезьере во Франции и на фестивале Театры мира в итальянском городе Порто Сан-Эльпидио.
Выступление в Уамантле проходит в зале, образованном стенами двух соседних домов. На балконе установлена осветительная аппаратура, а между стенами натянут тент вместо крыши. Создаётся уютная театральная атмосфера. Кроме Уамантлы фестиваль проходил и в нескольких близлежащих городах. Одно из выступлений состоялось в старинном театре Ксикотенкатль города Тлакскала. Я люблю выступать в старинных театрах.
Кроме церкви, вторым по значению культурным событием в жизни местных жителей является коррида. Человек выходит на поединок с быком. Человек, в данном случае, не ставит себя выше природы, а вступает с ней в борьбу. У одного на вооружении ум и хитрость, у другого - непомерная сила. И нет никакой гарантии, что бык будет побеждён. Я увидел действо, которое человек мог видеть одну, две, три, четыре, пять тысяч лет назад. Распространять корриду по всему свету нет необходимости, но мы должны быть благодарны тем народам, которые сохранили для нас этот древний вид единоборства человека с быком. Если сравнивать корриду и бокс, то мексиканская коррида представляется высоко эстетическим и глубоко нравственным зрелищем, в то время как современный бокс, когда два человека дубасят друг друга до полусмерти, кажется просто какой-то большой глупостью.
По дороге в аэропорт организаторы фестиваля показали нам раскопки древнего храма Майя. Эти раскопки были примечательны тем, что на стенах развалин сохранились большие цветные рисунки индейцев Майя. До вылета в Москву у меня оставался один день, так что я имел возможность увидеть и Мехико.
Идя по улице, я случайно наткнулся на вход в одно из самых высоких зданий Мехико - Торре Латиноамерикана (1965 г., 166 метров). Со смотровой площадки открылся океан огней, который покрывал всю огромную долину и наползал на близлежащие горы.
В Мехико очень хороший музей антропологии, в котором в натуральную величину воссозданы фрагменты многих археологических памятников Мексики. Он считается одним из лучших в мире. А в непосредственной близости от Мехико находится величественный комплекс Теотиуокан со знаменитыми пирамидами Солнца и Луны. На пирамиды легко забраться, потому что все они имеют ступенчатую структуру. На самом верху создаётся неожиданный эффект. Вы стоите на квадратной площадке и видите только эту площадку, а не саму пирамиду. Вы как бы парите в воздухе на ковре-самолёте.
Уже темно. На главной площади Мехико, на огромном флагштоке на фоне тёмного старинного кафедрального собора развивается такой же огромный флаг Мексики, ярко подсвеченный лучами прожектора. Здесь же идут раскопки древних пирамид. Большая группа молодых людей под оглушительный грохот барабанов в экстазе танцует какой-то древний танец.