Николай Зыков, "ВОКРУГ СВЕТА С КУКЛАМИ", Часть 2, Глава 32.
В сокровищнице иранского шаха. Тегеран.
10-12 декабря 2007 года
Моё первое знакомство с иранскими артистами состоялась в 1994 году в столовой общежития на Всемирном кукольном фестивале в городе Шарлевиль-Мезьер во Франции. Но прошло ещё всего 13 лет, и я получил приглашение в Тегеран на Международной студенческий фестиваль театров кукол.
Все самолёты из других стран в аэропорт Тегерана почему-то тогда приземлялись ночью. Обычно бывает наоборот, днём аэропорты работают, а ночью делают перерыв. Так что приземлился я в Тегеране в середине ночи, меня встретили представители фестиваля и отвезли в гостиницу Энгелаб. Это большая, очень хорошая гостиница, с панорамным рестораном на крыше, но по всему было видно, что мебель и интерьер очень давно уже не обновлялись. На улицах Тегерана заметно больше мужчин, чем женщин, и согласно местным правилам все женщины обязательно на голове носят платки, хотя молодёжь делает это достаточно формально.
10-й международный студенческий кукольный фестиваль был организован в Тегеранском университете искусств. Дело в том что, к кукольному искусству в Иране относятся очень серьёзно. Здесь даётся очень глубокое высшее образование по всем специальностям театра кукол. Поэтому на многих международных кукольных фестивалях можно часто встретить театры из Ирана. У меня было два представления с моими марионетками 11 декабря. До отказа заполненный студентами, зрительный зал с большим интересом принимал моих кукол. В представлении конструкция каждой куклы абсолютно оригинальна, уникальна и каждая следующая марионетка демонстрирует совершенно новые возможности, показывает необычные трюки и превращения. Конечно, для студентов университета, изучающих кукольное искусство это было интересно. Кроме меня на фестивале принимали участие артисты из Италии, Болгарии, Великобритании, Польши и конечно же из самого Ирана. Мне удалось увидеть только небольшой фрагмент представление итальянского кукольника, который разыгрывал какой-то очень эмоциональный сюжет с маленькими куклами на столе. На фестивале меня сопровождали два студента университета, которые отвечали за мою транспортировку, питание и все технические вопросы, связанные с проведением представления. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что один из сопровождавших меня иранских студентов был поклонником, популярной в то время, российской группы Тату.
Я увидел Тегеран большим бурлящим современным городом со множеством широких проспектов и современных автострад. Движение скоростных автобусов было организовано по выделенным линиям в центре больших улиц, а не как у нас, по крайним полосам. Тегеранское метро оказалось довольно глубоким. Поезда пришлось ждать около 10 минут, что, конечно, по московским меркам, очень долго. Как и во многих других мусульманских странах, в метро организованы специальные вагоны для женщин. Прямо из города поднимается канатная дорога длиной 7,5 км и уходит в горы до высоты 3740 м. Я решил воспользоваться такой возможностью, но не тут-то было. Погода этот день была прекрасная, видимо и катание на лыжах наверху в горах тоже было очень хорошим. Внизу у подножия канатной дороги скопилось огромное количество народа. Люди с постоянными пропусками проходили без очереди. Очень быстро выяснилось, что попасть на канатную дорогу, стоя в общей очереди, в этот день было практически невозможно.
Но у меня в планах были и другие интересные места. Я захотел посмотреть дворец иранского Шаха. Таксисты собрали целое совещание, чтобы понять где у них в городе находится Дворец Шаха. Это не шутка. Я разложил карту, показал где это место, и только после этого, они поняли, куда всё-таки надо меня отвезти. Дворец Шаха оказался комплексом зданий, по периметру окружающий большой сад фонтанами. В старину подданные Шаха собирались на большой площади в центре этого сада. Перед ними в специальном тронном зале без передней стены, на очень красивом резном мраморном троне сидел Шах. Кроме этого зала, можно посмотреть ещё ряд дворцовых помещений, некоторые из которых украшены мозаикой из кусочков зеркал. Также мне удалось увидеть сокровища иранских шахов, которые сейчас хранятся в Центральном Банке Ирана. Здесь не всё было так просто. Для посещения сокровищницы надо подойти в определённое время, в определённое место рядом с воротами этого банка. Действительно, в определённое время там собралась небольшая группа людей, и ворота открылись. Мы оставили все свои вещи в камере хранения и спустились в подземное хранилище. Тяжёлая банковская дверь за нами закрылась. У всех посетителей было достаточно времени, чтобы познакомиться с драгоценностями, которые расположены в нескольких комнатах. Скажу, что, конечно, собранные в одном месте эти действительно дорогие вещи впечатление производят. Здесь хранятся настоящие короны, роскошные ювелирные украшения, оружие, награды, в том числе и от российских императоров, глобус Земли и большая золочёная кровать. Всё это усыпано бриллиантами и разноцветными драгоценными камнями. Как известно, Шаха в Иране свергли в 1979 г., а в 1981 году полностью освободили от американцев здание американского посольства. В 2007 г. весь забор посольства был исписан антиамериканскими граффити.
Мне удалось
не только увидеть, но и побывать внутри башни Свободы, построенной в 1971 г. к
2500-летию иранской государственности. По сути - это большая, 50 м высотой,
триумфальная арка очень необычной формы, вся покрытая белым исфаханским мрамором,
ставшая символом Тегерана. Внутри, на разных этажах, находится много залов, рассказывающих
об истории Ирана и его экономических достижениях. С самого верхнего этажа
открывается очень интересный вид на Тегеран. Над городом возвышается современная
телевизионная башня (435 м). В тот момент она уже была построена, но ещё не была
открыта для посещения. На прощание студенты Университета искусств подарили
мне куклу - символ фестиваля. Я собрал свои чемоданы, и меня отвезли в аэропорт.
Как вы понимаете, всё это проходило глубокой ночью, но через 4 часа полета, уже
ранним утром, я приземлился в Москве.