Николай Зыков, "ВОКРУГ СВЕТА С КУКЛАМИ", Часть 2, Глава 28.
Буэнос-Айрес. Главный театр спиной к главной улице.
А теперь, я лечу, ну очень далеко - в Аргентину. В Аргентине 43 миллиона жителей, из них в Буэнос-Айресе и его пригородах живёт около 15 миллионов, то есть одна треть всего населения страны. Для многих людей Буэнос-Айрес - это в первую очередь - родина танго, но я лечу на первый в истории Аргентины международный кукольный фестиваль. Причём, я первый и единственный участник фестиваля - не американец. Кроме меня в программе фестиваля принимали участие кукольные театры из Аргентины, Бразилии, Эквадора и Мексики.
Люфтганза летала тогда ещё из аэропорта Шереметьево. Сначала вечерний рейс из Москвы во Франкфурт, а в 22:35 уже посадка в огромный Боинг-747 на трансконтинентальный рейс в Южную Америку. На следующий день, сначала промежуточная посадка в полном тумане в бразильском Сан-Паулу (в самом большом городе Южной Америки). Потом ещё каких-то 3 часа, и - Буэнос-Айрес. За час до приземления маршрут пролегает над гигантским заливом Ла-Плата, и Буэнос-Айрес начинает оправдывать свое название (в переводе - что-то вроде "добрый ветер"). То, что было хорошо для парусных кораблей, не очень хорошо для посадки самолётов. Весёлое потряхивание вверх и вниз, из стороны в сторону, не останавливает жизнерадостных туристов от фотографирования в салоне самолёта, как-никак прибываем на другой конец света. Если посмотреть сверху, то видно, что взлётно-посадочные полосы аэропорта Буэнос-Айреса образуют равносторонний треугольник. Это дает возможность, даже при сильном ветре любого направления, выбрать наиболее безопасную полосу для приземления.
Первый международный кукольный фестиваль в Аргентине был организован группой настоящих энтузиастов местного театра Catalinas Sur. Фестиваль запомнился полными залами восторженной публики , живым интересом и взрослых, и детей к кукольному искусству, вниманием прессы к искусству марионеток из далёкой России. Мне предстояло 8 сольных концертов на самых разных сценах по всему городу. Особенно интересно была выступать на сцене театра Хосе Верди. С 1901 года на этой исторической сцене выступали все знаменитости Аргентины и даже всемирно известный оперный певец Энрико Карузо. Именно для этого фестиваля я подготовил представление Exclusive Marionettes - новую сольную программу марионеток, каждая из которых была очень оригинальной. При этом все куклы вместе с чемоданами весили не более 20 кг (тогда ещё на самолетах разрешали брать без доплаты несколько чемоданов, но общим весом не более 20 кг). В этом представлении марионетки танцевали, пели, показывали фокусы и трансформировались, но самой необычной куклой в программе был "Человек 21 века", созданный ещё в 2002 году из электрических лампочек. Это была моя вторая световая кукла, после "Электрической змеи", и первая моя световая марионетка.
Жить мне предстояло в старинной гостинице Майпу, рядом с главной пешеходной улицей Флорида. В моём номере был высоченный потолок, огромное окно и даже старинный балкон. Такое ощущение, что весь интерьер сохранился в подлиннике с начала 20 века. Буэнос-Айрес действительно немного похож на Париж - своими мансардами, немного на Мадрид - башенками на зданиях, немного на Барселону - живыми статуями и даже уличными актерами с марионетками. Июль в Аргентине - это середина зимы. Было конечно свежо, как, например, у нас в мае. В первый день моего знакомства с городом произошло удивительное событие, многие жители Буэнос-Айреса впервые в своей жизни увидели снег. Точнее не снег, а крупный и мелкий град, который буквально завалил за несколько минут весь город. Но у Буэнос-Айреса есть и несколько своих собственных "фишек". Гигантским обелиском (высота 67 метров) в самом центре города трудно кого-нибудь удивить, такие обелиски ставили в городах со времён древнего Египта, а в Вашингтоне он намного выше (169 метров). Но вот стоит этот обелиск на улице 9 июля - самой широкой улице в мире (110 метров). Секрет появление этой улицы не очень большая тайна, просто снесли целые кварталы зданий до следующих параллельных улиц, вот и получилось чудо света. Однако, при этом произошёл не всем известный архитектурный курьёз. Здание главного театра страны оказалось стоящим своей спиной к главной улице города. Театр Колон - один из самых больших оперных театров в мире, рассчитанный на 2500 сидячих мест и ещё 1000 стоячих. Назван, как выяснилось, в честь Колумба (чьё имя в названии театра для нас изменилась до неузнаваемости). В этом театре два разных входа и два разных фойе для трёх нижних ярусов и трёх верхних. У меня была возможность побывать в этом театре на концерте в современной аргентинской музыки. Во время исполнения арии в сопровождении симфонического оркестра певица художественно сморкалась в платок. Видимо, это должно было добавить современности.
Гигантский металлический цветок, который утром раскрывается, а вечером закрывается, можно увидеть только в Буэнос-Айресе. Иностранные туристы именно здесь обращают внимание на то, что профессиональные выгуливатели собак одновременно ведут на поводках по 10, а то и 20 собак. Буэнос-Айрес - это город, одной из главных достопримечательностей которого является... кладбище. Гробы с усопшими либо замуровывают в стену, либо кладут в семейные часовни. Потом, когда появляется новые покойники в этом же семействе, складывают гробы штабелями друг на друга в склепе под этими же часовнями. Кладбище очень старое, некоторые часовни немного разрушены и кое-где из-под земли видны нагромождения старых гробов, из которых иногда торчат скелеты. То есть достопримечательность эта, то что называется "на любителя". Мне же больше всего в Буэнос-Айресе понравилась, так называемая, "Экологическая зона", расположенная в пешеходной доступности от центра города Это территория тишины и природы, с тропинками между болотами и зарослями кустарников, с выходом на берег залива.
Есть у Буэнос-Айреса ещё одна достопримечательность, о которой я не нашёл информации в путеводителях, это - головоломки. Это либо фигурки из дерева, которые необходимо соединить каким-то хитроумным способом в одно целое, либо - это фигурки из проволоки, которые нужно разъединить, но сделать это не так-то просто. Тогда их можно было купить на каждом шагу, во всех газетных киосках, во всяком случае, когда я прилетел туда со своими куклами 2006 году.
Москва, 2020 г.