Николай Зыков, "ВОКРУГ СВЕТА С КУКЛАМИ", Глава 19.
Турция: на родине Карагёза
В 1997 году в середине ноября уже лежал снег. Первый раз за границу мы вылетаем из аэропорта Внуково. В советское время международные рейсы выполнялись только из Шереметьева, но теперь международную лицензию получили и Внуково, и Домодедово. Рейс в Стамбул выполняли Внуковские авиалинии на довольно экзотическом самолёте Як-42. Это такой тип самолёта, в который пассажиры заходят под хвостом самолёта, то есть сзади. Пассажиров около 100, а двигатели расположены как у Ту-154. Один наверху фюзеляжа , два - по бокам у хвоста. В Стамбуле намного теплее и достаточно одного плаща.
Фестиваль, на который мы едем, проходит в городе Бурса и до него ещё надо добраться. Примерно 1 час на машине до парома, затем около часа на пароме через Мраморное море и ещё 2 часа на машине до самой Бурсы.
Фестиваль носит имя Карагёза - главного героя традиционного теневого театра Турции. Текст для представления написан несколько веков назад. Как правило - это история о Карагёзе и его друге Хадживате. Причём, согласно истории, реальные прототипы этих двух кукольных героев жили именно в Бурсе. Там даже есть символическая могила этих двух человек. Из окна нашего номера в гостинице видна мечеть, на строительстве которой работал Карагёз со своим другом. Хан Орхан (1281-1362 - второй султан Османской империи) казнил их за их острый язык, но потом стал сожалеть об этом. Он приказал сделать фигурки из кожи верблюда, изображающие этих двух героев и показывать ему представления с этими героями. Так 700 лет назад в Бурсе зародился этот вид турецкого искусства, в основе которого диалоги Карагёза и Хадживата. Заканчивается представление отдельными музыкальными номерами. Теневые куклы танцуют и поют. Это древнее искусство бережно сохраняется. На фестиваль в Бурсу ежегодно съезжаются лучшие мастера этого жанра.
Организатор фестиваля - Шинаси Челиколь - директор теневого кукольного театра Бурсы "Карагёз" и руководитель отделения УНИМА города Бурсы. В подготовке и проведении фестиваля ему помогает сын Уур и дочь Айсун. Представление наших марионеток состоялось и в музее Карагёза, недалеко от места его исторического захоронения, и в прекрасном современном зале городского театрального центра. Фестиваль знакомит своих зрителей со всеми видами кукольного театра.
В Бурсе много исторических мечетей и мавзолеев. Самое знаменитое захоронение - это мавзолей Хана Османа - основателя Османской империи, столица которой с 1326 по 1365 год находилась именно в Бурсе.
Ещё в Бурсе есть баня, которая функционирует со времён Римской империи, то есть около 2000 лет. В просторном зале мужского отделения большой бассейн с горячей водой, которая подаётся прямо из под земли. Хотя женское и мужское отделения полностью разделены, мыться надо в тонком полотенце, обёрнутом вокруг пояса. Во втором помещении в центре зала небольшой фонтан с холодной водой, и здесь можно немного охладиться. Мыться надо сидя на каменных скамейках у стены, поливая себя водой из металлического ковшика. В третьем зале вас могут помыть профессиональные банщики на каменных столах. Если вы уже хорошо помылись, то специальный служащий за небольшой ширмой снимет с вас повязку с бёдер и закутает в три махровых полотенца (замотает их на пояс, на плечи и на голову). После этого, вы идёте в комнату отдыха, где надо в таком виде полежать на специальной лежанке и выпить турецкого чая из маленького стеклянного стаканчика овальной формы.
На обратном пути перед вылетом у нас есть совсем немного времени, чтобы осмотреть несколько достопримечательностей Стамбула, каждая из которых производит огромное впечатление. Это храм Айя-София, подземный дворец и Голубая мечеть.
Собор Софии производит неизгладимое впечатление изнутри своими размерами и годом постройки - 537 год нашей эры, то есть ему полторы тысячи лет. Это одно из самых грандиозных сооружений на земле, дошедшее до нас в неразрушенном виде. Еребатан палас (532 г. н.э.) - древнее хранилище воды под землёй. Огромный мистический подземный зал со множеством колонн. Рядом же находится Голубая мечеть. Это сооружение помоложе (1616 г.), но и оно потрясает своей архитектурой. Здание состоит из множества куполов, как бы парящих друг над другом. Чтобы это ощутить, конечно, необходимо войти внутрь.
В Москве зима разразилась снежной бурей. Службы аэропорта еле успевали расчищать полосу от снега. Проделав три круга над аэропортом мы благополучно приземлились, разметав в стороны снежные завалы.