Николай Зыков, "ВОКРУГ СВЕТА С КУКЛАМИ", Глава 12.
Бразилия: крыши Сан-Паулу, матэ и метро из автобусов.
На фестивале в Шарлевиль-Мезьере много представителей других кукольных фестивалей, которые присматривают себе новых исполнителей. Мы каждый раз встречали там Беренис Фарина из Сан-Паулу. В 1994 году она впервые попала на наше представление и пригласила нас в Бразилию на следующий год.
Западные авиакомпании только начинали осваивать российский рынок. В июне 1995 года мы летим в Бразилию на самолётах голландской KLM с пересадкой в Амстердаме. Между рейсами 4 часа, а для того чтобы выпустили в город (без заранее проставленной голландской визы) надо, как минимум, 6 часов. Мы обращаемся в туристическое агентство и заказываем экскурсию по городу. Это удовольствие нам обходится всего по 50$ с человека. В паспорт ставят отметку о пересечении голландской границы и сажают в микроавтобус с прозрачной крышей. Провезли нас по всему городу, включая квартал красных фонарей. Экскурсовод пошутил, что на девушках так мало одежды, потому что они мало зарабатывают. Жрицы любви сидят в окнах, как на витринах, а когда к ним приходит клиент, то шторка на окне закрывается.
На обратном пути в аэропорт нас завезли в сувенирный магазинчик, расположенный в живописном месте рядом с ветряными мельницами и знаменитыми голландскими дамбами. В аэропорте нас высадили в зоне до паспортного контроля и экскурсовод сказал нам: "До свидания". До вылета у нас ещё есть почти 3 часа. Мы решаем продолжить осмотр Амстердама самостоятельно. Электрички в центр города отправляются с нижнего уровня аэропорта. Желтый двухэтажный поезд всего за 15 минут доставил нас обратно в центр Амстердама. Нам удаётся обойти весь центр города и вовремя вернуться к нашему рейсу в Бразилию.
На красивом сине-голубом Боинге-747 мы летим через Атлантический океан, впервые на американский континент, впервые пересекаем экватор и летим в Южное полушарие Земли.
Перелёт Амстердам - Рио-де-Жанейро занимает около 11 часов. В центре Атлантики трясёт. Заснуть трудно. Внизу океан, вверху звёзды. Наконец, появляется Южная Америка в районе города Форталеза. Ещё 4 часа, и мы делаем промежуточную посадку в Рио. Самолёт летит вдоль берега, и хорошо виден весь город: огромный пляж Капакабана и Иисус Христос с распростёртыми руками на горе.
В аэропорте Рио-де-Жанейро был более тщательный личный досмотр. Город не шуточный. Правительству практически не подконтрольны районы фавелл. У аэропорта Рио-де-Жанейро есть одна знаменитая особенность - это самый сексуальный голос, объявляющий рейсы. Низкий, бархатистый, непонятно - мужской или женский. Через час на том же самолёте мы прилетаем в Сан-Паулу.
Сан-Паулу - самый большой город Бразилии. Практически - это столица всей Южной Америки, её главные воздушные ворота. Население более 20 миллионов человек. Неделю нам предстоит прожить в этом городе.
Фестиваль проходит в СЕСК Ипиранга. СЕСК - это такой спортивно-культурный центр, где есть бассейн, спортивные залы, библиотека и концертный зал. Прекрасный зал и такой же прекрасный приём зрителей.
Организаторы поселили нас далеко от места выступления, но зато на главной улице города и в гостинице с бассейном на крыше. От бассейна открывается красивый вид на город. Отличительной особенностью Сан-Паулу является размещение на крышах нескольких небоскрёбов в центре города антенн в виде небольших Эйфелевых башен. Они красиво подсвечиваются ночью и создают ни с чем не сравнимую линию очертания города.
В сопровождении охранника мы поднялись на одно из самых высоких зданий Бразилии - 36-тиэтажное офисное здание Альтино, высотой 150 метров, построенное ещё 1947 году. Небольшая открытая смотровая площадка у основания шпиля не предусмотрена для массового посещения туристами.
Из Сан-Паулу наш путь лежал на самый юг Бразилии. В Порту-Алегри мы летим 2 часа на местном Боинге-737, а из Порту-Алегри до Канелы ещё 2 часа нас на машине везут по горным дорогам.
"На самом Юге" - в Бразилии это означает в самом холодном месте. Канела - небольшой курортный (в смысле отдохнуть от жары) городок, расположенный вдоль одной главной улицы. Город знаменит тем, что там живёт бразильский Дед Мороз, делают многочисленные кондитерские изделия из белого и чёрного шоколада и проводят разные фестивали. Кукольный фестиваль - очень большой и представительный для такого небольшого городка. И самое главное, что залы на все представления заполнены до отказа. Вместе с нами в фестивале принимал участие знаменитый марионеточник Жорди Бертран из Испании, Янг Фэнг - мастер-виртуоз перчаточных кукол из Китая, из Германии - театр Цвай Ханг, а также театры из Чили, Аргентины, Уругвая и Бразилии. Так что было что посмотреть. Атмосфера фестиваля давала возможность и посмотреть работу коллег, и пообщаться с ними.
Особое впечатление - это природа Канелы. Это какая-то сказка в тишине и тумане. Лопухи выше человеческого роста, огромные мухоморы, деревья, покрытые большими цветами вместо листьев, кактусы, на ветках которых можно даже посидеть и огромные хвойные деревья, похожие на гигантские канделябры, завершающие всю эту сказочную картину.
В Канеле мы впервые познакомились с матэ. Это что-то вроде крепкого зелёного чая, который заваривают в специальных сосудах и пьют из металлических трубочек. Эта традиция распространена и в других странах Южной Америки. Во время первой нашей поездки в Бразилию у нас было достаточно времени узнать и полюбить эту страну и её народ. Бразилия ответила нам тем же. В следующем 1996 году мы выступали с новой программой уже на трёх фестивалях: в Сан-Паулу, Канеле и Куритибе.
Куритиба расположена между Канелой и Сан-Паулу. Это тоже большой город - столица своего штата, но конечно, меньше Сан-Паулу. В Куритибе кукольный фестиваль проходил в самом большом театре города - Театре Гуаира.
В Куритибе есть одна необычная достопримечательность - это метро-автобусы. То есть это обычные длинные двойные автобусы, но для них построены большие остановочные павильоны с турникетами, как в метро. Через турникет пассажир проходит в остановочный павильон и там ждёт автобус. Затем автобус подходит вплотную к остановке и пассажир, как в метро, заходит во внутрь автобуса. Конечно, посадка и высадка пассажиров проходит быстрее, но строительство и содержание таких остановок обходится не дёшево.
Для второй поездки в Бразилию была собрана новая программа под названием "Райская птица". Кукла Райская птица стала её главной звездой, а завершал программу новый номер - Весёлая компания.
Райская птица впервые была создана в 1984 году, но в 1995 она была полностью сделана заново. Появилась возможность украсить её настоящими страусиными перьями и стеклянными стразами. Кроме пения, хлопания ресницами и демонстрации роскошной фигуры, кукла снабжена сложным механизмом постепенного раскрытия перьев. Сначала она появляется перед зрителями, вся укутанная белыми перьями, как в шубе и меховой шапке. Но шаг за шагом все перья потихоньку поднимаются, открывая публике все нескромные формы эстрадной дивы. Интересно, что и создана эта кукла под впечатлением потрясающей песни с тем же названием "Райская птица" в исполнении британской певицы Эмми Стюарт.
А вот Весёлая компания появилась в 1994 году и в Бразилии впервые ей было доверено завершать программу. Весёлые змейки из страусиных перьев и упитанный кавалер жёлтого цвета в тёмных очках составляют цельную композицию из 5 кукол. Все змейки вылетают на сцену по очереди, постепенно выстраиваясь в одну линию кордебалета, а потом к ним выходит их солидный спонсор. Главной революционной особенностью этой миниатюры стало использование композиционного материала при создании системы управления кукол. Здесь нет ни дерева, ни металла, только невесомые и практически невидимые трубки из стекловолокна. Со временем этот номер получил большой успех на эстраде и телевидении, благодаря своей простоте, яркости и оригинальности.
Представление в Куритибе было днём. Сразу из театра едем в аэропорт. На небольшом Фоккере перелетаем в Сан-Паулу. Полёт всего 40 минут. Всем пассажирам наливают немного шампанского. В этот день мы успеваем выступить и на фестивале в Сан-Паулу. Ночь проводим всё в той же гостинице с бассейном на крыше и в 6 утра выезжаем в аэропорт для обратного рейса в Москву.
В 1996 году в Бразилию мы летали на аэрофлотовском Ил-96 с промежуточной посадкой в Атлантическом океане на Островах Зелёного Мыса, которые сейчас называются Кабо Верде. Кроме пустынного ночного аэропорта и деревянных кресел в зале ожидания, никаких других достопримечательностей Кабо Верде нам увидеть не пришлось.