МОСКВА

КУКОЛЬНОЕ ШОУ НИКОЛАЯ  ЗЫКОВА

ФЕСТИВАЛИПРЕССАТЕАТРЫМИНИАТЮРЫПРЕМЬЕРЫКНИГА

Интервью Светлане Янчек,

Таллин, Эстония, 1 декабря 2005 г.

Что для Вас Ваши куклы – артисты-подчиненные, почти дети или как?

Скорее дети, потому что выступление на сцене для них не работа, а образ жизни. Это те моменты, когда они оживают, живут. Создав куклу, я беру на себя ответственность за её состояние, забочусь о ней, слежу за её видом. Если надо, то развиваю её. То есть это больше похоже на родительские отношения.

Как рождается идея создания того или иного «артиста», номера?

В мировом информационном пространстве витают образы, души ещё не рождённых кукол. Я ловлю этот образ и материализую его. Я даю ему физическое тело.

Вы все делаете один от начала до конца (и костюм, и грим, и прическу)?

Да, конечно. Создание всех деталей очень интересно. Я тщательно подбираю ткани или другие материалы, украшения. Роспись лица должна соответствовать культурным традициям или характеру образа. Для создания волос используются разные материалы от страусиных перьев до магнитофонной ленты.

Как рождается образ?

Идея обрастает деталями в ходе работы над номером. Здесь используется весь мой опыт изучения истории мировой культуры и всё, что я знаю о куклах, сделанных до меня. Я предлагаю новые идеи, материалы, технологии.

Есть у кукол судьба, характер?

Да, есть и судьба, и характер. Кому-то просто больше везёт, кто-то находится больше в тени, хотя достоин внимания не меньше. Кто-то сразу попадает на телевидение и часто работает на сцене, кто-то в течение долгого времени постоянно доказывает свою значимость и постепенно занимают достойное положение. А вот с характером сложнее. Так как они являются как бы моим продолжением, то характеры у них скорее похожие, чем разные. Поведение кукол часто носит солидарный характер, либо все ведут себя хорошо, либо все начинают капризничать, запутываться, отказываются выполнять трюки и т.п.

У вас есть любимая кукла, номер?

Здесь мы возвращаемся к вопросу о детях. Нельзя выделить кого-то. Во всех вложен труд и вдохновение. Есть звёзды: Динозавр, Королева Диско, Весёлая Компания, но от этого другие куклы мне не менее дороги.

Что определяет успех или не успех того или иного номера? Были ли неудачные номера? Какие?

Что определяет успех совсем не ясно. Но точно известно кто его определяет - это зрители. Что значит неудачные? Есть незавершённые, недоработанные номера и есть буквально несколько несуществующих сейчас (скорее так - разобранных) кукол. Причём я стараюсь использовать возможные детали и материалы от разобранных кукол при создании новых. А назвать своих кукол неудачными я не могу. Они не виноваты, значит я что-то упустил, не доделал.

Что вдохновляет на работу и что мешает творчеству?

Если говорить серьёзно, то самое большое влияние на приливы вдохновения оказывает взаимное расположение планет. Бывают более плодовитые дни, недели, месяцы и даже годы. Например, в 2000 году я сделал 15 новых кукол, хотя считаю, что и 2 хороших новых номера в год - это очень хорошо. Так сложилось. Каких-то объективных причин я не вижу, видимо так "расположились звёзды", точнее планеты.

На кого Вы ориентируетесь, создавая куклу, номер? На ребенка или взрослого?

Я ни на кого не ориентируюсь. Я создаю куклу, а кому она будет больше нравиться, - это будет видно потом. Например, довольно сложный номер "Второе рождение" дети назвали "Приведение" и очень полюбили. А практически детский Динозавр - желанный гость в программе ночного клуба.

Вы человек-театр? Нужны ли Вам помощники и их функции в вашем коллективе?

Мне интересно самому одному справляться со всеми куклами на сцене, даже если их не одна, две или три, а скажем, пять, как в номере "Русский Сувенир". Но представление должно быть увлекательным, динамичным, и здесь мне нужны помощники. Во-первых, - для мгновенной смены кукол, а также для обеспечения правильного освещения и звука.

Где живут ваши куклы? Не у Вас ли дома? Как реагируют на кукол близкие и родные?

Куклы живут на сцене во время представления, а всё остальное время они спят в своих чемоданах. Так что мои близкие и родные дома не видят кукол, а только горы чемоданов.

У Вас есть куклы, сделанные Вами для домашнего пользования, которые не выступают на сцене?

Нет, таких кукол нет.

Что случается с Вашими артистами, когда они выходят «на пенсию»?

Разбираются на запчасти и из них делаются новые куклы, но такая участь постигла всего несколько кукол. Причины всегда были разные. И было это давно. Все куклы сделанные в 1987 году и позже работают на сцене и сегодня наравне с совсем новыми. Главное - каждой кукле найти своё место в представлении.

Публика в разных странах воспринимает Вас по-разному?

Темперамент того или иного народа, конечно, оказывает влияние на степень выражения своих эмоций, но, по сути, зрители везде одинаковые.

Бывали ли поломки на спектаклях?

Многие мои куклы - довольно сложные конструкции. Живой концерт на то он и живой, что может случиться что угодно. Главное быстро принять правильное решение и сделать всё так, чтобы зрители ничего не заметили.

Какие самые распространенные комплименты Вам говорят?

Комплименты - это не так важно. Я могу сказать, что людей больше всего удивляет - это то, что всех своих кукол я сам придумал и сделал. Сегодня у меня в репертуаре 61 номер, в которых принимают участие 81 кукла, так как в одном номере бывает по несколько кукол.

Если когда-то Вас критиковали, то за что?

Конечно. Сколько людей, столько и мнений. Тем более, если это касается произведений искусства. Кого-то восхитил один номер, а кого-то - совсем другой. Люди разные. Главное замечание, которое чаще всего слышал - это незавершённость некоторых номеров. Дело в том, что у меня в представлениях есть и сложные, сюжетные, трюковые номера, а есть и краткие зарисовки, этюды, где кукла оживает только в небольшом танце. Я стараюсь понять особенности каждой куклы и считаю, что для некоторых кукол этого вполне достаточно. Ведь танец - это тоже режиссёрская постановка движений, поз, их взаимных сочетаний, которая раскрывает художественный образ. И главное - происходит чудо - кукла оживает.

У Вас кроме кукол есть какие-то увлечения?

Да, и к сожалению, их огромное множество. Я люблю аквапарки, стекло, самолёты, велосипед, небоскрёбы, органную музыку, спортивную гимнастику, географические карты, Москву, конструктор Лего и многое другое.

Когда впервые Вам захотелось сделать куклу? Что Вы делаете сейчас?

Смотря что считать первой куклой. Алюминиевую проволоку я прикрепил к резиновому медведю примерно в 8 лет. Так была сделана первая кукла, пригодная для кукольного представления. Сейчас в работе находятся несколько номеров: пятиметровая Гусеница, десятиметровая Змея и радиоуправляемый Робот.

Вы никогда не пожалели о том, что выбрали профессию кукольника-актера?

Нет. Я занимаюсь своим делом.

Москва, 1 декабря 2005              

 


< PREVIOUS ] ^ UP ^ ] NEXT > ]

Кукольное Шоу Николая Зыкова в