Николай Зыков, "ВОКРУГ СВЕТА С КУКЛАМИ", Глава 8.

Москва-Ташкент-Дели-Сингапур-Тайпей

На одном из сборных новогодних концертов в Доме Советской Армии меня увидел Александр Жеромский - известный мим, и через некоторое время весной 1991 года пригласил меня на гастроли в... Тайвань. У Жеромского был свой коллектив пластических миниатюр. Но гастроли предстояли очень серьёзные - на самых лучших сценах страны во всех основных городах. Александр Борисович добавил в представление двух клоунов и моих кукол. Мы подобрали хороший блок номеров на 30 минут: Русский танец, Китайская красавица, Миниатюра в стиле авангард, Гавайский танец, Ретро и Королева Диско.

Ещё в детстве мена восхитили китайские марионетки в музее Театра Образцова. Став взрослым, я, конечно, не смог не сделать свою Китайскую красавицу. В 1986 году изучив все костюмы Пекинской оперы, я взял головной убор от одной героини, а костюм - от другой. Так на свет появился мой вариант солистки Пекинской оперы. Пекинская опера на слух европейца воспринимается, мягко скажем, с трудом. Но на радио мне удалось достать запись настоящего китайского оркестра, который хорошо подходил к моей кукле. Сначала кукла появляется в покорном образе, но с развитием музыки проявляет свой воинственный характер, который к концу номера снова приходит в умиротворение и гармонию. В самый напряжённый момент у неё в руках неожиданно появляются кинжалы, а потом так же неожиданно обратно исчезают в рукавах. Я постоянно пытался реализовать этот трюк, но реально смог осуществить его на сцене только в 2007 году, то есть мне на это понадобился... 21 год.

В Шереметьево мы уезжали большой группой около 15 человек от Дворца Культуры Московского института стали и сплавов на Октябрьской площади. Сначала надо долететь до Сингапура. ИЛ -86 - среднемагистральный самолёт, поэтому он вынужден сделать две промежуточные посадки: в Ташкенте и в Дели.

Первая короткая остановка в Ташкенте. Здесь я уже был по пути в Афганистан, а в самом Ташкенте (а также в Алма-Ате) выступал в 1988 году в сборном концерте звёзд советской эстрады. Концерт проходил в самом большом концертном зале Узбекистана - во Дворце Культуры им. Ленина на 4 тысячи зрителей (позднее переименованного в Дворец Дружбы Народов).

В аэропорте Дели повышенные меры безопасности и при входе в здание аэропорта нас тщательно обыскивают. Тогда это было для нас впервые.

Самолёт благополучно приземлился на посадочной полосе Сингапура и с потолка повалил густой пар. Это кондиционеры. Они, видимо, не рассчитаны на такой перепад температуры и влажности.

Аэропорт Сингапура считается одним из лучших в мире. Просторные переходы, мягкий свет, в котором ты не сине-зелёный, а как бы слегка загоревший и свежий. Залы украшены живыми орхидеями - символом Сингапура. Мы проходим паспортный контроль, получаем багаж, автоматически открываются двери аэропорта и мы выходим в... баню. Это в здании аэропорта было свежо и весело, а на улице жара сочетается с высокой влажностью. Скорее бежим в автобус, в нём - кондиционер.

Наша остановка в Сингапуре вынужденная. Дипломатических отношений между Тайванем и Россией нет. Только в Сингапуре нам в паспорт могут поставить тайваньские визы.

Нас отвозят в отель Фурама в центре Сингапура. Время позднее, и пора ложиться спать. Вылет завтра рано утром. В 6 утра мы должны покинуть отель. Многие так и делают. Но мы с Надей решаемся прогуляться по ночному городу. К нам присоединяются ещё несколько человек. Надо сказать, что Сингапур - один из самых безопасных городов мира. Ночью там можно ходить совсем спокойно. Мы доходим до самого центра города и садимся посередине большого поля с зелёной травой, окружённого настоящими небоскрёбами. Они все высотой не более 280 метров. Видимо закон не разрешает строить здания выше. Но и 280 метров - это выше нашего МГУ (только 240 метров). Сингапур производит сильное впечатление, жалко что мы в нём не выступаем. Надо бы сюда ещё вернуться.

Но сейчас мы летим на  Тайвань на Боинге-747 одной из лучших авиакомпаний мира - Сингапурские авиалинии. Картина незабываемая: самолёт ещё только готовится к взлёту, в просторном салоне приятный полумрак и прохлада. Появляются стюардессы в очень красивых восточных платьях с подносами в руках. На подносах - влажные горячие салфетки, аккуратно свёрнутые в трубочки и сложенные в виде пирамиды. От них вверх поднимается пар. Влажные салфетки - это теперь норма, но такой театральной постановки встречи пассажиров я пока больше нигде не встречал.

4 часа полёта над Южно-китайским морем, и мы садимся в Тайпее, который по-русски почему-то называется Тайбэй.

Гастроли были организованы основательно. У нас были пресс-конференции, съёмки в нескольких рейтинговых телепередачах и промо-акции на главной улице. Прохожим раздавали воздушные шары и флаеры с программой наших гастролей. На флаере почему-то вместо Жеромского была помещена моя фотография с куклами. У меня до сих пор сохранилась целая пачка этих флаеров. В Тайпее мы выступали в самом большом концертном зале - Сун-Ят Сен Мемориал Холле. В зале - 3000 мест. В главном фойе - сидящая фигура Сун-Ят Сена, высотой около 10 метров.

В Тайпее мы решили посетить национальный музей. По дороге в музей таксист безуспешно пытался определить из какой мы страны. Перебрал около 20 стран, но Россию так и не назвал. Мы одни из первых приехали на Тайвань. Ну а русских кукол там вообще никогда не было. Музей, кстати, оказался не очень интересным: бесконечные ряды глиняных кувшинов бесконечно разнообразных форм разных эпох бесконечной китайской истории.

В один из дней по улице Тайпея проносили гигантского китайского дракона. Самое яркое впечатление - неимоверный шум от барабанного боя и взрыва петард, от которого не защищали даже плотные окна фешенебельного отеля "Беверли Плаза".

Выступали мы ещё во всех крупных городах Тайваня - это Чангли, Шингчу, Тайджун, Чжанхуа,  Тайнань, Пиндун и Гаосюн (который на самом деле - Каошинг). В одном из городских парков Тайваня мы наблюдали за китайским кукольным театром на ширме. Он был полностью автоматизирован. Куклы двигались автоматически по ширме под бесконечный лязг тарелок и ударов барабанов.

В Гаосюне, перед отъездом обратно в Москву, все решили искупаться. К океану даже страшно подходить - большие волны. А на берегу прекрасный бассейн с голубой водой. Мы пробыли там всего два часа. Это была наша ошибка, в лучшем случае можно было один раз окунуться. Все сгорели. Всё-таки Гаосюн находится в 22 градусах от экватора. А впереди - длинная дорога домой в обратном порядке, кроме того, вместо сна перед вылетом - съёмки всю ночь нашей программы на телевидении Тайпея.